Суббота,  10 Декабря 2016г.

 
 
Карта Дмитрова
Расписание автобусов
Расписание электричек
Такси
Аптеки Дмитрова
Страхование
Экстренные телефоны
Гостиницы

Канала имени Москвы 1932-1937 года. Дмитлаг НКВД

Масштабы стройки Дмитлаг Заполнение водой
Сооружения НКВД заметает следы Рассказы очевидцев

Канал имени Москвы — соединяет реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м.

Круизный теплоход на канале им.Москвы
Круизный теплоход на канале им.Москвы

Был открыт 15 июля 1937 как Канал Москва — Волга. Строительство канала Москва-Волга началось в сентябре 1932 года и длилось 4 года и 8 месяцев. При строительстве канала использовался труд заключённых ГУЛАГа (14 сентября 1932 для строительства канала был создан Дмитлаг, просуществовавший более пяти лет).

Как все начиналось

К началу 30-х годов Москве не хватало питьевой воды. Рублевский водопровод не мог обеспечить растущие потребности столицы в воде. Река Москва настолько обмелела, что ее можно было перейти вброд напротив Кремля в том месте, где сейчас красуется Большой Каменный мост. Вся водопроводная сеть подавала в город 15 млн. ведер воды. А население возросло до 3-х млн. человек.

И вот тогда взоры обратились к далекой от Москвы Волге. Только эта полноводная матушка-река могла спасти растущий город от безводья. Но Волга текла за бугром, севернее Клинско-Дмитровской гряды, высота которой достигала почти шестидесяти метров над уровнем Москвы-реки. Прорыть канал подобной глубины казалось затеей безумной, тем более что расстояние — 128 километров по прямой!

Схема прокладки канала Москва-Волга (имени Москвы)
Схема прокладки канала Москва-Волга

Откуда же взять такую массу воды? Инженеры решили перегородить Волгу плотиной у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны. В весеннее половодье река упрется в плотину и разольется, образует новое рукотворное озеро — Иваньковское водохранилище, первое «московское море». Часть его воды продолжит путь по старому волжскому руслу, другая часть круто повернет на юг, в искусственное русло, и по высокой водяной лестнице начнет взбираться на высоту девятиэтажного дома, чтобы далее пройти по ровному и широкому водяному мосту и снова спуститься по крутой южной лестнице в Москву-реку.

Было предложено несколько вариантов трассы канала. После долгих споров 20 мая 1932 г. Московский горком партии выбрал «Дмитровский» проект, а на следующий день инженерные группы уже обозначали колышками будущую трассу.

Трасса канала должна была пройти по кратчайшему пути между реками Волгой и Москвой: расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу, было 130 км. Высокий гребень холмов с истоками и долинами мелких рек планирова-лось превратить в непрерывный многокилометровый водяной мост. К нему с двух сторон — от Волги и от Москвы-реки — нужно было поднять водяные лестницы, чтобы по этому пути направить воду и корабли из Волги в Москву-реку.

Намеченная проектировщиками и утвержденная правительством трасса канала неизбежно пересекала определенное число селений. Часть селений также попадала в зону затопления шести вновь образуемых водохранилищь. Согласно финансовому отчету НКВД переносу подлежал 6261 двор. Примерно было перенесено около 200 сел. Переселения на вновь выделенные территории явились тяжелым стрессом для переселяемых.

Масштабы стройки
Строительство канала им.Москвы
Строительство канала им.Москвы

Стройка разворачивалась быстро и решительно. Прошел год с тех пор, когда были вбиты первые колышки на трассе. Где еще недавно изыскатели вспугивали тетеревиные выводки, теперь на всем протяжении будущего канала гремела стройка. На ней работало около 200 экскаваторов — до тех пор ни одно строительство мира не имело такого экскаваторного парка. К трассе канала были подведены железные дороги, поезда которых могли увезти за один раз почти 50 тысяч тонн груза. По новым шоссейным дорогам неслись тысячи грузовиков и мотовозов. Весь фронт работ из конца в конец опутала паутина телефонных и телеграфных проводов. По ночам над стройкой стояло электрическое зарево. Появились и гидромониторы, впервые освоенные здесь инженером Николаем Дмитриевичем Холиным. Насосные системы, сконструированные молодыми специалистами, были построены на Московском заводе «Борец». Для канала работали самые крупные заводы страны.

На трассе и в карьерах канала вынуто свыше 200 млн. куб. земли, уложено около 7 млн. т бетона. Для обслуживания строительства проложено 700 км железнодорожных путей. Десятки паровозов и сотни железнодорожных платформ отвозили вынутый грунт на низкую пойму Клязьмы, где выросли горы земли, а свалочные пути беспрерывно переносились с места на место. Громадная рабочая армия была занята разгрузкой железнодорожных платформ и перекладкой пути.

Дмитлаг
Управление Дмитлага в Борисоглебском монастыре
Управление Дмитлага в Борисоглебском монастыре.

Для строительства канала был создан Дмитровлаг — крупнейшее лагерное объединение ОГПУ-НКВД. Создан приказом 889 от 14 сентября 1932 для использования труда заключённых на строительстве канала Москва-Волга им. И. В. Сталина. Дмитлаг занял комплекс зданий Борисоглебского монастыря.

В сентябре 1933 года в Дмитлаг начали прибывать по этапу заключённые из-под Ленинграда и из Средней Азии, Темниковских и Вишерских лагерей, Саровского ИТЛ и из Сибири. На 1 января 1936 г. численность заключенных Дмитлага возросла до 192 тысяч человек.

Строительство канала не имело вначале кадров квалифицированных рабочих, необходимых для возведения сложных технических сооружений, оно само подготовило и обучило эти кадры.

В Дмитрове, в районе стройки, были созданы курсы, подготавливающие специалистов 43 основных специальностей. Так стройка получила: прорабов, младших и старших техников различных специальностей, лаборантов по бетону и грунтам, машинистов и кочегаров для экскаваторов, монтажников, мотористов, шоферов и электросварщиков.

Заполнение водой
Иваньковское водохранилище (Московское море)
Иваньковское водохранилище ("Московское море")

23 марта 1937 г. последовало решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и канала. В этот день полноводная весенняя Волга сердито несла свои воды через пролеты плотины. Главный Инженер спокойно, будто он это делал каждый день, велел закрыть Волге дорогу на восток. Один за другим опустились тяжелые металлические щиты. И когда медленно и властно опустился последний щит, Волга оказалась запертой. Первый раз за многие тысячелетия ее жизни могучую реку остановили воля и труд человека.

Через 13 дней главному инженеру доложили: «Московское море полно!» Тогда он отдал приказ открыть щиты бетонной плотины, чтобы пропустить на восток излишние волжские воды. Волга была окончательно покорена.

Так Волга пришла в Москву. Уровень воды у Кремля поднялся почти на 3 м.

С 1947 канал носит современное название Канала имени Москвы.

Сооружения

Канал имени Москвы — крупный комплекс гидротехнических сооружений, решающий задачи водоснабжения, обводнения, воднотранспортной связи столицы, выработки электроэнергии и электроснабжения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в зоне канала.

Канал им.Москвы около Дмитрова
Канал им.Москвы около Дмитрова

Трасса канала имеет 240 сооружений, из них 11 шлюзов, 40 плотин, 8 водохрани-лищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, три главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и в Химках — Северный речной порт Москвы), а также многочисленные пристани местных линий.

Архитектура производственных зданий гидросооружений канала у многих вызывает восхищение. Архитекторы исходили из того, что сооружения должны радовать, отражать внешний стиль социалистической эпохи - все для человека, все для вдохновенного его труда на благо Родины.

По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т.

НКВД заметает следы Дмитлага

Известно, что при строительстве канала Москва - Волга погибло очень много заключенных, сооружавших канал. Но документально полное число погибших пока никому подтвердить не удалось.

Календарный учет заключенных вели очень строго, списки были по всем лагерным пунктам, регулярные отчеты оседали в Управлении Дмитлага НКВД.

На сегодня о судьбе архива Дмитлага известно следующее. Осенью 1941 года при приближении немцев к Москве архив Дмитлага эвакуировали. Управление канала выделило для этого людей и транспорт в виде небольшой баржи с буксировщиком. Для сопровождения архива было назначены два ответственных человека из работников канала Изотов Н.И и Тельпуховский Е.С.. По распоряжению НКВД груз был доставлен в Ульяновск по Волге.

Но тут произошло совершенно невероятное. Когда ящики с архивными документами с трудом выгрузили на речной причал, чиновник НКВД, встречающий груз, приказал прибывшим разжечь костер и привезенные ящики побросать в него. На вопрос Тельпуховского, отвечающего за доставку груза: "Что это значит, и как я буду отвечать в Дмитрове за сдачу груза?" - ему грубо ответили: - "Не ваше дело!". И ящики были сожжены. Дмитровские или московские чины НКВД не решились сжечь архив на месте, а Ульяновский НКВД либо не захотел организовать хранение прибывшего архива, либо получил команду архив уничтожить. НКВД не хотели огласки материалов Дмитлага в случае попадания архива к немцам, в этот момент они уже были под Москвой в Яхроме.

Выемка и транспортировка грунта при строительстве канала имени Москвы
Выемка и транспортировка грунта

По деньгам постройка канала обошлась совсем дешево, благодаря рабочей силе заключенных. Дмитровские историки, оказавшиеся на ранних стадиях ближе к первоисточникам, оценивают количество погибших на канале Москва-Волга строителей в диапазоне 0,7-1,5 млн. человек. Но скорее всего здесь большое преувеличение. Тем не менее, из рассказов очевидцев растрельные списки были очень большие - целые листы формата А, а люди отправлялись на расстрел простой резолюцией под списком "Расстрелять" и всего одной малоразборчивой подписью.

Имеющие в Государственном архиве РФ 180 дел чисто московского делопроизводства по каналу Москва-Волга не могут пока пролить свет на самую главнуб тайну Дмитлага - сколько же строителей погибло вследствие истощения, болезней и расстрелов.

Рассказы очевидцев

•  Посещение строй площадки Сталиным 4 июля 1934 году. Это эпизод наблюдал своими глазами Щербаков П.И. Заканчивая осмотр котлована, Сталин вдруг обратил внимание на то, что заключенные работают без обуви, то есть босиком. Хотя было начало лета, погода не была теплой.Сопровождающих свиту руководителей стройки (начальник строительства Л.Коган, начальник Дмитлага С.Фирин и др.) Сталин тут же строго допросил, почему рабочие работают без обуви. Те отвечали не очень определенно: мол, народу пришлость направить на эту стройку много, и на всех обуви не хватило, но недостающая обувь на подходе. Закончил этот разговор очень резко, приказав, чтобы через 2 часа все рабочие были обуты, а в отношении нескольких человек (начальник отдела снабжения, начальника участка и еще кого-то) сказал: "А этих расстрелять!".

Этих людей тут же схватили и расстреляли здесь же у котлована.

Шлюз №3 около Яхромы
Шлюз №3 около Яхромы

•  Бетонный массив западной башни нижней головы шлюза №3 стал вечно могилой одного из заключенных, работавших на стройплощадке в Яхроме. Этот человек упал в бетонируемый котлован. Подача раствора была уже начата, когда один из заключенных пошатнулся от истощения и упал в бетонируемый котлован для устоя нижней головы. Производитель этих работ (прораб), зная, что по технологической инструкции запрещается прерывать начатое бетонирование, запретил другим работающим поднимать упавшего, то есть приказал продолжать работу. Тело этого человека навсегда осталось замурованным в бетоне устоя шлюза.

•  "Канал начинал строиться с центра. Укладывали широкие толстые доски, по которым на тачках возили вверх землю и высыпали ее на берегу. Заключенных там было, как муравьев в муравейнике. Стояли широкие доски (см 30 шириной) по обе стороны. По одной доске тачки везут вверх и высыпают, а по другой доске, которая 2 м длиной, вниз. Внизу лопатами в эти тачки насыпают, и без конца круг идет. И такие вещи стоят через каждые 5-6 м, т.е. расстояние между этими «дорогами». И так без конца. Ходили они быстро: вверх чуть не бегом, вниз тем более."

 

Ценой многих жизней, досталась эта стройка. История его создания вызывает чувство восхищения и преклонения перед людьми, претворившими в жизнь этот грандиозный комплекс сооружений.

В память о строителях канала, на берегу Канала имени Москвы при подходе к шлюзу №4 возведена часовня Новомучеников в земле российской просиявших, по проекту художника Петра Стронского, первый камень которой был торжественно заложен 5-го июля 2007 года, в день открытия музея.

Художественный паркет ламинат под паркет художественный. . Широкоформатная печать www.pixelpro.ru

10 самых страшных туристических мест на земле
Пляжи, ставшие популярными, в этом сезоне
Извержение на Камчатке
Замки-отели Европы
Рейтинг отвратительных экзотических блюд
Опрос: 48% россиян считают, что надо снимать социальные фильмы
Фильм "Битва за Севастополь" выйдет в прокат в Южной Корее и Китае РИА Новости http://ria
Звездные роли Робина Уильямса
Трейлер "50 оттенков серого" попал в Сеть
Умер звезда фильма "Республика ШКИД"
Дмитровский кремль
Борисоглебский монастырь
Краеведческий музей
Перемиловская высота
Церкви Дмитрова
 
 
©Март2010 Copyright
При размещении информации с данного ресурса активная гиперссылка на него обязательна